Российские каналы из-за пропаганды теряют рекламу в Литве

 (131)
Литовский бизнес платит за то, чтобы Кремль промывал мозги нашим гражданам, переписывал историю страны и создавал здесь настроенную против государства пятую колонну. Так считает представитель Центра информационной безопасности и анализа (ЦИБА) Юстас Ширейка.
© DELFI

Ширейка критикует литовские предприятия, которые рекламируют себя на ретранслируемых в Литве российских каналах. Между тем, предприятия ведут себя по-разному: после возникновения скандалов из-за пропаганды одни прекратили рекламироваться и не намерены это делать, другие – продолжают размещать рекламу.

В конце года российский гигант Lukoil объявил о своем уходе из Литвы. Предприятие объяснило, что на это решение повлияли и проблемы геополитики: якобы, заявления президента Литвы, что за деньги Lukoil финансируется кремлевская военная агрессия в Украине, и действия правительства «съели» весь годовой доход.

Как Lukoil, так и ретранслируемые в Литве российские каналы в Литве часто расцениваются как инструменты Кремля. Статистика заказов рекламы литовских предприятий на российских каналах вряд ли обнадежит последних.

Ermitažas кормил заказами весь год

Портал DELFI получил список части литовских предприятий, которые в 2015 году покупали рекламу на телеканалах ПБК, НТВ-Мир, РЕН-ТВ. Ретрансляция этих каналов была приостановлена или ограничена за нарушения законов. Полученные данные показывают цену заказанной рекламы брутто (англ. gross). Лидер этого списка – компания Ermitažas, которая в прошлом году размещала рекламу на телеканале НТВ-Мир Lietuva (на 216 785 евро) и ПБК (на 167 613 евро).

«Мы уточняем, что ваши данные об объемах рекламы ЗАО Ermitažas не соответствуют реальности – в прошлом году на каналах ПБК и НТВ-Мир мы покупали рекламу не более чем на 60 000 евро», - объяснила представитель Ermitažаs Аста Петрушене.

Как утверждает компания, цифры, которыми располагает DELFI, показывают суммы за рекламу без скидок. Компания, весь прошлый год покупавшая рекламу на российских каналах, обращает внимание, что объемы рекламы были сильно сокращены. Кроме этого, как объяснила Петрушене, реклама транслировалась только в тех рекламных блоках, которые не имели ничего общего с политикой. Ermitažas отметил, что в 2016 г. уже не транслирует рекламу на этих каналах.

Почему компанию привлекает реклама на каналах, не раз нарушавших закон?

«Для того, чтобы достичь разных аудиторий, мы используем разные каналы. Каналы ПБК и НТВ-Мир – для специфической аудитории», - сказала Петрушене.

Не говорят или оправдываются

Компания Senukai начала покупать рекламу на российских каналах в конце года. На сумму 10 759 евро купила рекламу на НТВ-Мир, еще на 7220 евро – на ПБК.

Компания Senukai на вопросы DELFI не ответила.

По словам компании Topo grupė, управляющей торговой сетью Topo centras, реклама на российских каналах три месяца прошлого года – в январе, марте и апреле – транслировалась из-за смены персонала и из-за ошибки персонала.

«В начале ноября 2014 года агентство получило распоряжение прекратить рекламу, но это решение из-за смены персонала и человеческой ошибки не было выполнено вовремя. В любом случае, часть рекламы на ПБК в 2015 г. не составляла 1% всей коммуникации», - сказал представитель Topo grupė Жильвинас Кульвинскис.

По сведениям DELFI, управляющая торговыми центрами Iki компания Palink в январе-феврале прошлого года рекламировалась на каналах НТВ-Мир (на 39 325 евро), ПБК (на 31 569 евро) и Ren Lietuva (на 15 246 EUR.

Представитель Palink Берта Чайкаускайте сказала, что коммуникация на этих каналах была остановлена в связи с волнениями, возникшими в начале прошлого года, связанными с содержанием каналов.

«Пока реклама на этих каналах не возобновлена. Сейчас мы оцениваем ситуацию и возможности возобновить трансляции», - сказала Чайкаускайте.

Maxima LT прекратила рекламу на неограниченное время

Компания Maxima LT рекламировалась только в январе прошлого года – больше рекламу не покупала. «Решение прекратить покупать рекламу на пророссийских каналах было принято после событий, вызвавших резонанс в обществе – пропагандистской передачи на канале ПБК и последовавших после этого ограничений некоторых каналов», - сказала представитель Maxima LT Рената Саулите.

Renata Saulytė
Renata Saulytė
© DELFI / Šarūnas Mažeika

По ее словам,Maxima – торговая сеть литовского капитала, история компании тесно связана с историей всей страны и бизнеса. По словам Саулите, перед тем, как принять решение не покупать рекламу на этих каналах, компания стала принимать определенные шаги намного раньше. Транслируемая на пророссийских каналах реклама всегда тщательно планировалась, была направлена только на авторские шоу, а не на информационные программы, которые чаще всего и бывают инструментом пропаганды.

«Хотя мы аполитичны, в то время, когда Россия ведет агрессивную политику в отношении других стран (особенно стран Балтии), и объявляет эмбарго на многие литовские продукты, мы решили, что эти каналы не подходят для размещения нашей рекламы и не соответствуют ценностям нашей компании. Поэтому реклама на этих каналах была прекращена надолго», - сказала Саулите.

Удивляет готовность рекламироваться

«По сравнению с бюджетами литовских предприятий на рекламу на литовских каналах, российским каналам за рекламу в их эфире платят значительно меньшие, хотя все равно довольно внушительные суммы. Неприятно удивляет, что некоторые хорошо известные торговые предприятия готовы рекламироваться на кремлевских каналах, несмотря ни на что», - сказал представитель Центра информационной безопасности и анализа (ЦИБА) Юстас Ширейка.

Justas Šireika
Justas Šireika
© DELFI / Kiril Čachovskij

По его словам, эти предприятия не обращают внимания на то, что контролируемые Кремлем телеканалы оправдывают вооруженную агрессию России, сознательно искажают информацию, и дурачат зрителей своей ложью. Собеседник отметил, что ретрансляция всех вышеупомянутых российских каналов в Литве было приостановлено или ограничено в разное время. Эти каналы также подвергались наказанию за ложь о событиях 13 января и разжигание войны и ненависти.

Ширейку больше всего удивляет то, что огромные суммы – более 380 000 евро – на рекламу на российских каналах в прошлом году потратила торгующая строительными материалами и товарами домашнего обихода сеть Ermitažas. Только за первые два месяца прошлого года более 86 000 евро за рекламу на этих каналах заплатила и компания Palink. Senukai и TOPO Centras потратили меньше – примерно по 18 000, а Maxima – около 10 000 евро.

Но, как отметил собеседник, есть и хорошие примеры – на российских каналах рекламу не покупали Rimi, Elektromarkt, Norfos mažmena, Makveža, Avitela.

BMA: произошла рокировка заказчиков рекламы

Представитель управляющей этими российскими каналами компании Baltic Media Alliance (BMA) Гинта Кривма не ответила на вопрос, на сколько процентов заказы рекламы сократились в прошлом году. По ее словам, медиа – динамичный бизнес, меняются потребности и потребительские привычки, поэтому меняется и реклама, и каналы ее распространения.

«В прошлом году, как и на других каналах, у нас произошли рокировки заказчиков рекламы. Большая часть заказчиков рекламы принимает рациональные решения – товар или услугу надо продать, это основные критерии бизнеса. Заказчики рекламы ценят размеры нашей аудитории и покупательную способность этой аудитории», - говорится в ответе BMA.

Платят за то, чтобы Кремль промывал мозги

Парламентарий, член комитета Сейма по национальной безопасности и обороне Арвидас Анушаускас сказал, что одобряет гражданскую позицию предприятий не покупать рекламу на российских каналах. Он напомнил, что и Россия создала невозможные условия для литовского бизнеса, многим пришлось переориентировать экспорт в другие страны.

Arvydas Anušauskas
Arvydas Anušauskas
© DELFI / Orestas Gurevičius

«Некоторые наши производители рекламы сквозь пальцы смотрят на использование российских каналов для рекламы. (…) Я считаю, что прекращение рекламы отражает гражданскую позицию, а если предпринимателям все равно, как и в каком контексте рекламируется их товар, в каких передачах ставится реклама, то думаю, это им больше вредит, чем помогает», - считает Анушаускас.

С ним согласен и Ширейка. По его словам, бизнес, покупающий рекламное время на кремлевских телеканалах, способствует тому, чтобы содержать эти каналы финансово.

«Это значит, что литовский бизнес платит за то, чтобы Кремль промывал мозги нашим гражданам, переписывал историю страны, создавал здесь настроенную против государства пятую колонну. Если кто-то об этом не думает, или оправдывается аргументом, что бизнес есть бизнес, им стоит задуматься. Так как это не ведет никуда – пусть поинтересуются, какая сейчас ситуация у предпринимателей в Донецке, Луганске или в Крыму», - сказал представитель ЦИБА.

По его словам, если желание заработать и дальше будет побеждать инстинкт самосохранения, скорее всего, наступит время для дискуссий об ограничениях рекламы на распространяющих пропаганду каналах.

Боятся за репутацию, но решает и прагматизм

Генеральный директор Агентства по планированию коммуникации OMD Дарюс Грицюс выделяет два главных взгляда на рынке. «Одни прекратили связи и инвестиции на этих каналах и не намерены возвращаться. Часть рекламодателей как покупали рекламу, так и покупают. Главное различие – в литовских и международных торговых знаках. Можно сказать, что литовские уже более чувствительно к этому относятся. Они связывают рекламу на этих каналах с вопросами репутации», - сказал Грицюс.

По его словам, более просто к этому относятся международные торговые знаки. Они придерживаются прагматической позиции.

«Если с прагматической точки зрения рекламироваться выгодно, возникает дилемма. Решение принимается с учетом того, повредит ли это торговому знаку, по мнению аудитории. Это основная дилемма. А дальше можно философствовать: если каналы легально транслируются, почему я не должен там транслировать рекламу, ведь это не преступление», - сказал глава OMD.

Оставьте свой комментарий
либо комментировать анонимно
Публикуя, вы соглашаетесь с условиями
Читать комментарии Читать комментарии
 
Рассылка новостей

Раскадровка

История одной большой лжи. Российские журналисты о том, как ТВ зомбирует аудиторию (38)

Россияне уверены, что украинские каратели пытают русских детей, Запад хочет уморить Россию голодом, а принцы на белых лимузинах караулят безработных блондинок за каждым углом. Известные российские журналисты Галина Тимченко, Иван Колпаков (Meduza) и Юрий Сапрыкин (в прошлом - "Афиша") на дискуссионном фестивале Lampa в Цесисе обсудили, как телевизор формирует бытие и сознание российского общества.

А.Ужкальнис. Наполненный особой духовностью фильм (64)

Вам известны такие вздохи, будто СССР был истиной культурой, духовной и тонкой, а с Запада пришла одна грязь?

А.Ужкальнис. Как россияне забыли о фильме, который раньше смотрели с 8 утра (41)

Президент Рональд Рейган смотрел этот фильм перед встречами с лидерами СССР, поскольку хотел понять "русскую душу" (если такое вообще существует). Надо думать, ему удалось, поскольку Рейган, который в прошлом был киноактером, коллекционировал русские пословицы и рассказывал переведенные с русского анекдоты, достаточно неплохо понимал СССР, чтобы развалить его и победить в Холодной войне.

А.Ужкальнис. Творение советского периода, из-за которого Алла Пугачева только всхлипывала в уголке (53)

Вы думаете, что я напишу что-то плохое о советской анимации? Не надейтесь, по крайней мере сейчас это не так.

Журналисты прокремлевского телеканала поджидали оппозиционеров и в Вильнюсе (164)

Журналисты прокремлевского телеканала "Россия", которые 8 марта вечером в Тракай пытались нелегально пробраться на закрытый Форум российских интеллектуалов, в среду поджидали представителей российской оппозиции в Вильнюсе у гостиницы Kempinski.
Facebook друзья
Rambler's Top100